Республика Казахстан,
г. Алматы

ул.Казыбек би д 78. уг.ул Наурызбай батыра

Тел.: +7 (727) 279 88 35

kodeks.advocate@gmail.com

 

Artmedia.kz
Главная → Публикации → Проблемы применения нового Закона РК о трансфертном ценообразовании на практике

Проблемы применения нового Закона РК о трансфертном ценообразовании на практике

Как известно, с 1 января 2009 года вступил в силу новый Закон РК «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года № 67-IV  (далее – Закон).
В Законе есть отсылочные нормы на нормативно-правовые акты, которые были разработаны и к таким относятся:

  •     Инструкция к Закону РК «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 года № 67-IV (далее – Инструкция к Закону).
  •     Правила взаимодействия между таможенными и налоговыми органами.
  •     Правила осуществления мониторинга сделок.
  •     Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих мониторингу сделок.
  •     Правила заключения соглашения.
  •     Перечень официальных источников информации по рыночным ценам.
  •     Перечень иностранных государств с льготным налогообложением
  •     Перечень биржевых товаров.

В настоящей статье предлагаю небольшие комментарии по каждому нормативно-правовому акту, и с какими трудностями можно будет столкнуться в ходе их применения

Инструкция к Закону

Как нам известно, в Законе было определено, что моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, в этой связи в Инструкции были даны определения, что является котировальным периодом и что считать моментом реализации.
Котировальный период – период ценообразования, в течение которого определяется среднее значение максимальных и минимальных цен на товары (работы, услуги), с учетом диапазона цен.
Дата перехода права собственности: 
по нефти – день перехода права собственности в котировальный период за 5 дней до дня перехода права собственности и 5 дней после дня перехода права собственности, при этом днем перехода права собственности считается нулевой день и определяется  в соответствии с условиями поставки Инкотермс 2000;
по биржевым и всем иным товарам (за исключением нефти) – день перехода права собственности в котировальный период, не превышающий 15 дней до дня перехода права собственности, при этом днем перехода права собственности считается нулевой день и определяется  в соответствии с условиями поставки Инкотермс 2000;
по международным деловым операциям с участниками, определенными пунктом 5 статьи 10 и статьей 11 Закона – датой перехода права собственности покупателю по всем товарам является дата поставки товара покупателю в соответствии с  условиями поставки, определенными Инкотермс 2000;

Если рассмотреть последнюю позицию перехода право собственности, то следует, что вне зависимости, продаете вы нефть или еще какой-нибудь товар (биржевой и не только), то датой перехода собственности для вас будет являться один день.

И что в результате получается?

В Инструкции определено, что если сделка осуществлена с оффшорной компанией или взаимосвязанной стороной, то котировальным периодом будет являться 1 день.
    Как нам известно, согласно подпункту 15 статьи 11 Закона, взаимосвязанными сторонами являются те стороны, которые реализуют друг другу продукцию в отклонении от рыночной цены, т. е. при отклонении на 0,1%.
    При этом, найти отклонение в любой сделке  для Налоговых органов не составит труда, а отсюда вывод, что ваша сделка будет приравнена, как сделка между взаимосвязанными сторонами.

Из чего следует, что в ходе проверки у вас выявят 0,1% отклонения от рыночной цены, привяжут вашу сделку к взаимосвязанной стороне, а это есть основание для применения вам однодневного котировального периода.

По остальным позициям были определены следующие котировальные периоды:
по товарам, реализованным в рамках долгосрочных контрактов – момент заключения договора;
по услугам по предоставлению кредитов, займов – дата заключения кредитного соглашения, договора о займе, в случае изменения сторонами сделки основных условий услуг по предоставлению кредитов, займов моментом реализации после таких изменений, признается дата заключения сторонами сделки по внесению изменений и (или) дополнений к кредитному соглашению, договору о займе.
по всем иным работам и услугам – дата заключения соглашения (договора) при применении основных условий соглашения (договора) не более 1 года.

Кроме того, в Инструкции к закону прописан дифференциал, который разделен на два вида затрат, постоянные и переменные, при этом, к переменным отнесены такие затраты как, потери, инспекция, портовые расходы и т. д., хотя мы понимаем, что данные затраты носят постоянный характер.

  •     Портовые расходы, всегда возникают в случае транспортировки морем;
  •     Инспекция возникает в случае любой перевалки, т. е. перехода от одного вида транспортировки в другой;
  •     Не говоря уже о потерях, которые возникает всегда, т. е. происходит испарения при транспортировке, потери при перевалке и т. д.,

Вышеназванные расходы всегда являлись постоянными, которые теперь определены как переменными, т. е. данные затраты могут быть, а могут и не быть.

Правила о порядке взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля по вопросам трансфертного ценообразования

Органы налоговой службы и таможенные органы совместно проводят проверки по вопросам трансфертного ценообразования, при этом, проверки проводятся по следующим направлениям:

  •     по биржевым товарам, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
  •     по товарам (работам, услугам), подлежащим мониторингу сделок, утвержденный Правительством Республики Казахстан;

По остальным товарам, проверки будут назначаться:

  •     на основании информации о фактах применения трансфертных цен от государственных органов;
  •     при проведении налоговых и таможенных проверок, в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

Проблемой в данном определении является то, что любой государственный орган может написать письмо в Налоговый комитет о том, что налогоплательщик применяет трансфертное ценообразование, без каких-либо подтверждений.
    При этом, будут ли органы налоговой службы на основе данного письма изучать изложенные в нем факты, проводить по нему мониторинг сделок, требовать от налогоплательщика предоставления пояснения (возможно в письме изложены не подтвержденные факты), т. е. проводить полную процедуру мониторинга сделок?

Вероятней всего, нет.
   
    Согласно Закону, данное письмо будет хорошим основанием для проведения налоговой проверки по трансфертному ценообразованию.

Правила осуществления мониторинга сделок
Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемые участниками сделок и сбора налогоплательщиков.
Под мониторинг сделок будут подпадать только те налогоплательщики, которые будут определены в соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс)
Мониторинг сделок предоставляется в Налоговый комитет в срок до 15 апреля  года, следующего за отчетным периодом (календарный год), в формате Exсel с подтверждением на бумажных носителях.
Теперь каждому налогоплательщику, вошедшему в список подлежащих мониторингу сделок, необходимо в течение года вести отчетность по всем экспортным и импортным сделкам.
Данную отчетность необходимо ввести в формате Exсel, при этом, надо будет вносить в таблицу каждую поставку, т. е. сколько отгрузили, например, вчера 10 вагонов, сегодня 15 вагонов, а завтра планируете 20 и т. д.
    Также немало важным будет являться то, что в Налоговый комитет необходимо будет предоставлять полный пакет документов о сделках, при этом, в дополнения нужно будет прикладывать документы о введении стратегии бизнеса, прогноз формирования цены, стратегия ведения деловых операций, отчеты по международным стандартам бухгалтерского учета (финансовая отчетность) и т. д.
    Насколько она необходима для трансфертного ценообразования не понятно, но существует принцип, чем больше, тем лучше.
    Сформировав всю эту отчетность, вы направляете результаты мониторинга сделок в Налоговый комитет до 15 апреля следующего за отчетным периодом, при этом, к данной отчетности вы должны приложить все документы по дифференциалу (скидке).

Дифференциал (скидка) учитывается при определении рыночной цены в случае своевременного и обоснованного предоставления информации по мониторингу сделок, т. е. в случае не предоставления или не в полном объеме документов в ходе мониторинга сделок, данные не будут учтены, даже если Вы их предоставите в ходе налоговой проверки.

Перечень товаров (работ, услуг), подлежащих мониторингу сделок

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2009 года № 293, утвержден перечень товаров (работ, услуг), которые подлежат мониторингу сделок.
В данный перечень вошли основные товарные позиции, которые экспортируются казахстанскими компаниями, при этом в данный перечень вошли такие позиции как:

  •     строительные работы
  •     монтажные работы
  •     маркетинговые услуги
  •     экспедиторские услуги

Теперь все компании, которые оказывают вышеназванные услуги, работы или используют их в предпринимательской деятельности, будут предоставлять в Налоговый орган отчетность о них, т. е. кому оказали или у кого приобрели, по какой цене, в каких объемах, методику определения цены сделки, место регистрации поставщика и т. д.
Порядок предоставления отчетности определено в Правилах осуществления мониторинга сделок.

Из данного перечня следует, что практически все казахстанские компании будут ежегодно предоставлять отчетность в Налоговые органы и в случае не предоставления, по данным компаниям будут назначаться проверки, при этом за рыночную стоимость товара будут использовать, при приобретении самую минимальную, а при оказании самую максимальную цену, что в последствии приведет к большим доначислениям.

Правила заключения Соглашения
Теперь вы можете заключить     соглашение по применению трансфертного ценообразования.
Соглашение будет подписываться между Налоговым, Таможенным комитетами Министерства финансов Республики Казахстан и вами.
Соглашение действует в течение 3 лет со дня его подписания.

С какими сложностями можно будет столкнуться в ходе его подписания:
1. Для его подписания вам необходимо будет предоставить большой перечень документов, которые должны быть нотариально заверены.
Большой проблемой может явиться то, что по некоторым предоставленным документам Налоговые органы могут и не согласиться, т. е. вы показываете все имеющие документы, которые могут быть не согласованы с Налоговыми органами, что в последствие может явиться основанием для проведения налоговой проверки.
2. Налоговые органы рассматривают предоставленные документы в течение 60 рабочих дней, т. е. на 59 день вам может быть направлен отказ.
3. Налоговые органы могут направить запрос в другие государства для получения подтверждения данных, отраженных в Ваших документах, при этом, запрос приостанавливает срок заключения соглашения до получения ответа, а это еще несколько месяцев, не говоря уже о более затяжных сроках.
В случае выявления нарушений по исполнению положений соглашения Налоговые органы могут расторгнуть его в одностороннем порядке.

Перечень официальных источников информации по рыночным ценам
Предоставляю вашему вниманию перечень основных экспортируемых товаров (работ, услуг) и источники информации, которые вы можете использовать при определении рыночной цены:

  •     Нефть и нефтепродукты – «Platts», «Reuters»
  •     Природный и сжиженный газ –  «Platts», «Reuters»
  •     Зерновые и масличные культуры – «АПК – Информ», «Цена – Информ»
  •     Хлопок – «Cotlook Limited»
  •     Драгоценные металлы – «Reuters», «Metal Bulletin»
  •     Цветные и черные металлы – «Platts», «Reuters», «Metal Bulletin», «Мегасофт Россия»
  •     Финансовые услуги – «Reuters», «Bloomberg»
  •     Руды и концентраты – «Цена – Информ», «Мегасофт Россия», «The TEX Report Ltd», «Ryan,s Notes», «Alloy Metals and Steel Market Research»
  •     Драгоценные металлы «Reuters», «Metal Bulletin»

С полным списком Вы можете ознакомиться в постановлении Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2009 года  № 292.
Из данного перечня был исключен «Argus Media», который предоставлял не только информацию о мировых рынках, но и сопутствующие расходы, связанные с доставкой товара до мировых рынков.

Теперь неизвестно, чем можно будет доказывать переменные затраты?

    Кроме того, в перечне нет сведений об источниках информации, которые могли бы подтверждать такие затраты, как премия (комиссия) покупателя, экспедиторские расходы, а также расходы, которые возникают при транспортировке через третьи страны.
    При этом, Налоговые органы требуют подтверждать данные расходы, хотя каким либо источником информации о рыночных ценах, Налоговыми органами не установлено.

    Вопрос остается открытым, чем подтверждать?

    Источников информации нет, остается только первичные документы, хотя мы понимаем, что покупатель их никогда не предоставит, так как эти расходы являются его прибылью и в любом случаи он их вам не предоставит ввиду его конфиденциальности.
    Из чего следует, что переменные расходы всегда будут вопросом спора, а это опять разбирательства в судебных инстанциях.

Перечень иностранных государств с льготным налогообложением
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1318, был утвержден перечень государств с льготным налогообложением.
В данный перечень вошли 63 территории, в т.ч.:
- Швейцарская Конфедерация;
- Великое герцогство Люксембург;
- Китайская Народная Республика (в части Макао и Гонконг);
- Королевство Нидерланды (в части Аруба и Антильских островов);
- ОАЭ (в части Дубая);
- Республика Сингапур.
При сделках с государствами с льготным налогообложением, при определении рыночной цены дифференциал (скидка) не учитывается.

ПРИМЕР

Вы продаете нефть на условиях ФОБ Одесса и цена сделки формируется по следующей формуле:

BRENT – скидка = цена сделки.

В скидку могут быть включены такие расходы, как фрахт, инспекция, комиссия и т. д. Теперь, расходы понесенные покупателем, не будут учтены при определении рыночной цены, т. е. рыночная цена будет ровняться следующей формуле:

BRENT = цена сделки

и так по всем товарам (работам и услугам), в случае если сделка была осуществлена с компанией, зарегистрированной в государстве с льготным налогообложением.

Перечень биржевых товаров
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона  по биржевым товарам корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с нало¬гообложением, не производится в случае соответствия цены сделки рыночной цене с учетом диапа¬зона цен, указанной в официально признанном источнике информации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (перечень биржевых товаров утверждается Правительством Республики Казахстан).
В случае если вы реализуете биржевой товар, то моментом реализации товара будет являться переход права собственности покупателю.
По долгосрочным контрактам с небиржевыми товарами, в которых указана долгосрочная цена, моментом реализации товара будет являться момент заключения договора, при этом, чтобы применить момент заключения договора вам необходимо учитывать следующей условия:
1. Совершение сделок по договору осуществляются в течение месяца с даты заключения договора.
2. Рыночная цена определяется как цена, опубликованная официально признанными источниками информации для долгосрочных контрактов на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора.
Т. е. если по вашему товару нет информации в официальных источниках информации, то реализованный вами товар будет подпадать под условия, которые применимы с биржевым товаром.
3. Долгосрочная цена применяется не более одного года и подтверждается конечным контрактом между участниками сделок или последующим контрактом между трейдером, аффилиированным с участником сделки – резидентом Республики Казахстан, и конечным потребителем, который является независимой стороной. Доказательством исполнения контракта являются документы, представ¬ленные по запросу уполномоченных органов.
Т. е. даже если есть информация в официальных источниках, но нет у вас конечного контракта между покупателем и конечным покупателем, а он и не может быть у вас, ввиду его конфиденциальности, то ваш товар опять подпадает  под условия, которые применимы с биржевым товаром.
    Из чего следует, что к небиржевым товарам будут применяться такие же условия, как биржевым, и в подтверждении своей цены вам необходимо будет предоставить большой пакет документов, которые фактически достать будет сложно.

министерство юстиции рк2345

Отзывы клиентов

  • 1

О нас

Адвокаты и юристы, работающие в нашей конторе, имеют высокий уровень профессионализма и обладают большим опытом.  Контора гарантирует профессиональную и надежную поддержку Вашего бизнеса, защиту прав и законных интересов, используя широкий спектр правовых услуг.

Подробнее

Новости