Республика Казахстан,
г. Алматы

ул.Казыбек би д 78. уг.ул Наурызбай батыра

Тел.: +7 (727) 279 88 35

kodeks.advocate@gmail.com

 

Artmedia.kz
Главная → Комментарии к статьям уголовного кодекса РК → Злоупотребление должностными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями

По мнению И. Клепицкого, «должности как прокуроров, так и сле­дователей прокуратуры установлены для непосредственного исполнения полномочий государственных
органов и должны рассматриваться в качестве «государственных должностей Российской Федерации» 8. Напервый взгляд, этот вывод соответствуетпримеч. 2 к ст. 285 УК. Одна­ко
рассуждая подобным образом,непридется ли признать лицами, занимающими государственные должности, большинство представи­телей власти, непосредственно
исполняющихполномочия государст­венных органов, о которых говоритсяв федеральных законах (государ­ственный нотариус, судебный пристав и
др.)?
Выше (гл. I разд. II) говорилось, что законодательство о государст­венной службе различает государственнуюдолжность РФ (субъектов РФ) и государственные
должностигосударственной службы. Государ­ственные должности государственнойслужбы категории «Б» учрежде­ны для непосредственного
обеспеченияполномочий лиц, замещаю­щих государственные должности РФ и субъектов РФ (государственные должности категории «А»). Поэтому лиц, замещающих
государствен­ные должности государственной службыкатегории «Б», никак нельзя считать занимающими государственныедолжности РФ и субъек­тов РФ.
Определяя, относится ли то или иное должностное лицо к числу лиц, занимающих государственные должности России и субъектов Российской Федерации, нужно
руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Россий­ской Федерации», Сводным перечнемгосударственных
должностей Российской Федерации,утвержденным Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. (с доп. от 20 декабря 1996 г. и 23 октября 1998 г.), в котором дан
закрытый (исчерпывающий) перечень таких должностей, и законодательством о государственной службе субъектов Федерации. Прокуроры и следователи в Сводный
перечень не включены (в отли­чие от судей), а из числа прокурорских работников к лицам, занимаю­щим государственную должность РФ, отнесен только
Генеральный прокурор РФ.

Такова и судебная практика: в определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ по делу Г-вой и Г. указывалось, что получение взяток
старшим следователем прокуратуры района было необоснованно квалифицированно судом первой инстанции как совер­шенное лицом, занимающимгосударственную
должность РФ9.
Глава органа местного самоуправления — должностное лицо, воз­главляющее деятельность по осуществлению местного самоуправле­ния на территории муниципального
образования. В различных муни­ципальных образованиях эта должность может именоваться по-разному (глава администрации, мэр, председатель, староста и т.п.),
что оп­ределяется уставом муниципального образования в соответствии с за­конодательством субъектов РФ. Под муниципальным образованием понимается городское,
сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется
местное самоуправле­ние, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и вы­борные органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16
Фе­дерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» главы му­ниципальных
образований должны избираться населением, хотя в на­стоящее время многие из них продолжают работать по назначению.
Особо квалифицированным видом злоупотребления должностным положением будет деяние, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 285 УК, повлекшее тяжкие последствия
(ч. 3 ст. 285 УК). Для вменения этого преступления необходимо прежде всего доказать наличие в действии (бездействии) должностного лица всех необходимых
признаков основ­ного состава злоупотребления должностными полномочиями, вклю­чая мотивы преступления, и обосновать оценку наступивших послед­ствий как
тяжкие. Эти тяжкие последствия должны быть связаны с нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов
общества или государства.
В предыдущей главе со ссылкой на постановление Пленума Вер­ховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 были указаны некоторые подходы к установлению тяжких
последствий служебного преступле­ния. Здесь же необходимо особо остановиться на вопросе о форме вины по отношению к причиненным тяжким последствиям в особо
квалифицированном составе злоупотребления должностными полно­мочиями.
В настоящее время в уголовно-правовой литературе и практике нет сомнений, что злоупотребление должностными полномочиями — умышленное преступление. Однако
ряд криминалистов, имея в виду ч. 3 ст. 285 УК, утверждает, что это преступление с двумя формами вины и по отношению к наступившим тяжким последствиям вина
субъекта выражается в форме неосторожности.

министерство юстиции рк2345

Отзывы клиентов

  • 1

О нас

Адвокаты и юристы, работающие в нашей конторе, имеют высокий уровень профессионализма и обладают большим опытом.  Контора гарантирует профессиональную и надежную поддержку Вашего бизнеса, защиту прав и законных интересов, используя широкий спектр правовых услуг.

Подробнее

Новости